Новости






Меню сайта


Городской архив
Архивный отдел Усть-Илимска

Адрес: 666670, Иркутская область, г.Усть-Илимск, Усть-Илимское шоссе, 20/2

Телефоны:
(39535) 5-28-57 - начальник.
(39535) 5-42-64 - заместитель.

E-mail: archiv.ui@mail.ru

График работы:
Пн - Чт с 9:00 до 18:00.
Пт с 9:00 до 13:00.
Перерыв с 12:30 до 13:30.
Выходные - Сб, Вс.

Приём населения:
Адрес: г.Усть-Илимск, ул.Героев Труда 38, кабинет №208.

Пн - Ср с 9:00 до 18:00.
Перерыв с 12:30 до 13:30.

С 05.07.2017 г.:
Пн - с 9:00 до 13:00.
Ср - с 14:00 до 18:00.
Тел.: (39535) 9-81-81.



Сервисы


Мы в соцсетях

Мой Усть-Илимск Одноклассники Мой Усть-Илимск Вконтакте Мой Усть-Илимск Facebook

Мой Усть-Илимск Twitter Мой Усть-Илимск Youtube Мой Усть-Илимск RSS></a>
 </p><!-- </bc> --></td></tr></table>
<br><table border=


24 Ноябрь 2017, 11:51
Главная » 2012 » Ноябрь » 18 » Берег левый, берег правый

14:53
Берег левый, берег правый

Про то, что думали о городе Усть-Илимске, настоящем и будущем его архитекторы. Так уж получилось - в Усть-Илимске, который только вступал в юношеский возраст, появились два города - "старый" и "новый".

Семидесятые.

Архитектор Николай Николаевич Бастричев.

- Да неверно! Это - архитектурный нонсенс - городу пятнадцать лет - подумайте, всего пятнадцать лет, да и не городу вовсе, а всего-навсего первому десанту, а городу и того меньше, а его уже делят на какие-то части - старую, новую. Что это - Тбилиси, Таллин? Там все ясно - города строились, разрушались, опять строились. А тут - каких-то пятнадцать лет. Для истории это - даже не миг. Полная чепуха!

Нет, тут совсем другое, если хотите знать. Тут на лицо градостроительный криминал, мол, бог с ним, с левым берегом, пусть уж он будет, каков есть, как сложился, а вот на правом берегу мы развернемся вовсю, там нам все будет - и улицы прямые, и тайгу сохраним. Но неужели неясно, что такой подход чреват - привыкли делать кое-как, никогда не отвыкнем.

Для того, чтобы сломать порочную психологию, надо хотя бы безоговорочно признать - да, товарищи дорогие, напутали мы, больше не повторится, и все, что можно, исправим. Надо ведь понять, что для потомков не будет, не должно быть никакого левого и правого берегов, а будет один город на берегах Ангары - Усть-Илимск!

И мы, хотим или не хотим, должны подумать - этого требует простая логика - как избавиться наконец от вечных времянок, как снести нелепую и бессмысленную промбазу, что сегодня отделяет город, лежащий на Ангаре... от Ангары! Полностью отрезает, каково!

Поэтому я утверждаю, что с градостроительной точки зрения она именно нелепа и бессмысленна. Нет, здесь, от Толстого мыса до Тонкого должна, просто обязана быть красивая набережная, здесь природа все для этого сделала, нам осталось добавить только самую малость. Прямые лучи-улицы обязаны уходить вверх к улице Ивана Ивановича Наймушина. Здесь такой красивый рельеф, что есть все возможности не отмахиваться от левого берега, а сделать его таким же красивым, как правый, или еще лучше. Нужно только желание, деньги, ну и время, конечно‚- напортили там довольно много.

(Левый берег, 1977 г. Фото: Яков Ступин)

Инженер Вадим Руднев.

Конечно - говорил Вадим‚ - я понимаю, трудности с жильем в начальном периоде стройки, хаотичность бесплановых кварталов левого берега - все это случилось не вчера, и обо всем этом сейчас жалеем, исправить трудно - уж больно много понастроили. Про прямые улицы сейчас можно только мечтать, дома же не переставить, верно? И все-таки я бы не спешил ставить на нем крест, многое можно исправить, стоит только захотеть. Убрать с берега промбазу - автоколонны, бетонный завод, лесоперевалочную базу неужели нельзя? Нужно только найти им место, и все.

А места здесь, слава богу, хватает. Значит, город получит доступ к Ангаре, и всю эту зону можно уже по-другому использовать, и застроить по-другому - красиво, удобно, по-своему. Времянки убрать - обязательно, только постараться жильё построить, людей расселить. Понимаю, это дело не двух дней, но
думать-то надо?

Конечно, удачный город на правом берегу - хорошо, но и здесь, на левом, тоже будут жить люди, и немало, 40 тысяч человек и им тоже надо создать условия, чтобы и чисто было, и красиво, и зелено. Наверное, не я один понимаю, что нет никакого правого или левого берега, а есть один город - Усть-Илимск.

(Левый берег. Фото: Галина Реутова)

Восьмидесятые.

Архитектор Виктор Николаевич Доценко.

Посмотрим же и мы на проблемы города глазами Главного архитектора города Усть-Илимска Виктора Николаевича Доценко. Он молод — всего тридцать лет. Повивальной бабкой Усть-Илимска был Братск. На первых порах это было хорошо. Еще бы, есть разница - начинать на голом месте или обладая мощной базой строительной индустрии, освоенным, развитым плацд­армом.

Но повивальная бабка неожиданно обернулась мамашей и наградила свое дитя фамильными недостатками и болезнями. В Братске они все видны как на ладони. Город, разодранный ведомствами на лоскутки-поселки... Унылое однообразие типовых здании, продиктованное якобы трогательной заботой о людях, которые маются без жилья, а на самом деле - спешкой, полным безразличием к облику города, отсутствием каких бы то ни было собственных архитектурных взглядов и привязанностей. Над Усть-Илимском нависла угроза повторения такой судьбы.

Хорошо, что здесь нашлись люди, которые активно, не словами, а делом воспроти­вились этому. И если левый берег все же оказался испорченным, и пожалуй, кое в чем даже безнадёжно, то на правом берегу, как мы уже знаем, кое-что удалось сделать. Но генетические болезни остались. Они связаны прежде всего с тем, что у города так и нет единого заказчика. На правом берегу хозяйничают лесопромышленники, на левом - энергетики. Что из этого получилось и получается я уже говорил. Такое впечатление, что два разных города.

Даже обычная транспортная связь двух берегов одной реки страшно затруднена, потому что мост через Ангару строился вовсе не для того, чтобы соединить две части города, не для удобства горожан - для того, чтобы обеспечить хоть как-то грузопоток. И потому дорога с правого берега на левый оказалась вовсе не прямой линией, которая, как известно из учебника геометрии, является кратчайшим расстоянием между двумя точками.

А такая прямая есть - это плотина. От правого берега до нее - 15-20 минут спокойной ходьбы. Говорят, что плотину нельзя использовать для движения транспорта. Не будем спорить со специалистами, им виднее, хотя непонятно, почему по плотинам Иркутской и Братской ГЭС транспорт ходить может, а вот по Усть-Илимской - нет.

Этот вопрос задает главный архитектор города Виктор Николаевич Доценко, для которого, как когда-то для Николая Николаевича Бастричева, нет левого и правого берега, есть город Усть-Илимск. Отсутствие короткой и удобной связи между двумя частями одного города он ощущает так же болезненно, как и то, что "старый" город пока еще безнадежно испорчен времянками, и то, что вдоль Ангары там бугрится серая короста промбазы, а мог бы быть (и молодой архитектор верит, что все так и будет) парк культуры и отдыха. Кстати, о времянках — их все еще надо считать на сотни. Доценко прикинул: если они будут исчезать такими же темпами, как и сейчас, то последняя будет снесена... лет через сто.

(Правый берег, пр.Мира, 1983-1984 г. Фото: Альберт и Аля Гребёнкины)

Архитектор Евгений Петрович Матвеев.

Здесь, в Усть-Илимске (имеется в виду, конечно, правый берег), получилось иначе. План появился достаточно рано. Потому была счастливая возможность продумать все - расположение микрорайонов, детальную планировку кварталов, размещение промышленной зоны, санитарный разрыв от лесопромышленного комплекса.

Учтена роза ветров, предусмотрены места отдыха, разработана удобная система расположения предприятий торговли и бытового обслуживания. Про сохранение зеленой зоны я уже говорил, скажу и еще, но пока ясно одно - здесь к этому подошли комплексно, учли все факторы, а так же опыт Ангарска и - в основном горький - Братска. Там, если вы знаете, промышленность полностью сгубила тайгу в черте города.

Вот простой пример. Как создается в городах промышленно-коммунальная зона? А как бог на душу положит. Кто где место выбрал, там и построился. В Усть-Илимске - совсем по-другому. Хлебозавод, мясокомбинат, громадный холодильник, торгово-складской комплекс (входят два железнодорожных состава), большой гараж для различных хозяйственных машин... Станция технического обслуживания автомобилей, автозаправочная станция... Все это - в одном месте, рядом с городом, и в то же время - за холмом, специально искали такую площадку, чтобы и не мешали все эти "подсобки" и были под рукой. Вот что значит комплексное решение на стадии генерального плана!

Утвержденный генплан - это не догма, напротив - живой организм, он меняется, растет, распространяет свое влияние дальше. Это естественно. Ведь сначала планировался город на 100 тысяч (он уже достиг этой цифры), ныне действующий план предусматривает население в 250 тысяч, а в перспективе видится цифра 330-400 тысяч. Это уже очень большой город. Оп поглотит близлежащие посёлки, уже сейчас, на расчетный срок, как говорят архитекторы, ведутся работы по проектированию поселков Карабчанка и Железнодорожник, им предстоит войти в черту города.


Первое фото: Алексей Мозолев.
Правый берег, пр. Мира, весна 1988 г.

Книга "Усть-Илимск: Город на рубеже веков".
Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,
1989 г. - 272 с., А.И. Харитонов.
Отдельное спасибо - Евгению К.

Поделиться:

Похожие новости:

Просмотров: 4526 | Добавил: Пользователь | Теги: Бастричев, генплан, усть-илимск, архитектор, Доценко, город, Матвеев | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 8
0  
1 Грин   (18 Ноябрь 2012 17:01)
Вот это планы были...

0  
2 Lennon   (18 Ноябрь 2012 21:02)
Инженер Вадим Руднев золотые слова говорил. Знали бы они все, что тут сейчас... Все административные "центры" - на Новом. Все службы - на Новом. Чуть какую бумажечку, документик надо - все на Новом. Остается довольствоваться немногим. И, когда слышишь от новогородских недовольное ворчание, типа "вооот, придется переться на левый за тем-то, за другим-то", то хочется таким товарищам оплеуху зафигачить, от обиды. От обиды за то, что нам, старогородским, приходится ездить на Новый по каким-то заморочкам, и мы особо не ворчим - привыкли к такому отношению Администрации (или кого там), к нам. Да уж... По сути статьи - классная, спасибо, Руслан.

+1  
3 admin   (19 Ноябрь 2012 00:12)
Обращаю внимание на то, что в книге посёлок КараПчанка указан как КараБчанка, как и некоторые другие орфографические моменты.

0  
4 Uszty-Ilimszkben Magyarok   (19 Ноябрь 2012 05:27)
Интересно, что этот текст

0  
5 Никита   (20 Ноябрь 2012 02:50)
Говорили, что какой-то пьяный чувак на автобусе свалился с плотины, поэтому и закрыли её. В самом здании ГЭС есть макет проекта увеличения ширины проезжей части плотины, но я тогда так и не понял, почему ничего не реализовали.
Статья хорошая, фотки -- супер.
Книгу в электронном виде в студию! =)

+2  
6 МИШКА   (21 Ноябрь 2012 00:25)
Да ни при чём здесь "какой-то пьяный чувак на автобусе", который свалился с ЭСТАКАДЫ, а не с плотины. Эстакада временная, технологическая, с неё бетон и подавался в плотину. Писал уже об этом где-то здесь.
А фото красивые, прям макет в архитектурный диплом... Сейчас это всё обжили. А какая грязь была во время строительства !!!Резиновые сапоги-самая востребованная обувь...

0  
7 Алексей   (22 Ноябрь 2012 22:11)
О, классно, и моя фотография к месту пришлась!
Ответ: Какая?

8 Алексей   (03 Февраль 2013 19:43)
Первая

Имя *:
Email:
Код *:
Поиск


Ошибки сайта

На сайте работает система коррекции ошибок.

Система Orphus

Обнаружив неточность в тексте на данной странице, пожалуйста, выделите её и нажмите:

Ctrl+Enter

Спасибо.



Спроси у депутата!


Расписание



Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


Статистика

Яндекс.Метрика



Контакты редакции
  • Главный редактор: Дмитрий Калистратов
  • Литредактор: Рунец Максим
  • Журналисты: Евгения Щвец, Андрей Максимов
  • E-mail: news@myui.ru
  • © 2002-2017 "Мой Усть-Илимск.RU" // Сайт управляется системой uCoz // Шаблоны: Falls + CityLife // Разработчик: Брезицкий Руслан
    Наверх